Все на борт! Рассказываем про User Onboarding

Неделю назад на внутреннем митапе дизайнеры делали презентацию про онбординг пользователей (user onboarding). Сегодня мы приводим примеры и описываем: что такое, зачем использовать и как «захватить» потенциальных клиентов.

Онбординг — это…

процесс, направленный на принятие продукта пользователем.

Зачем нужен?

  1. Научить работе с продуктом
  2. Показать выгоды
  3. Удержать пользователя в приложении

Виды онбординга

1. Обзорная экскурсия

Предварительные туториалы и пошаговые руководства.

Привычный, но не самый эффективный вид онбординга — многие пользователи пропускают тур и переходят к приложению.

Если все же хочется добавить инструкции на входе, не расписывайте фичи, а покажите преимущества.

Пример обзорной экскурсии на входе

Автор: Filip Prochazka

Вот здесь ребята не стали писать «у нас есть видеоуроки», а указали: «смотри, как нужно выполнять твои упражнения».

2. Тестовый проект

Использование демо-сущностей. Яркий пример — боты в Slack или Skype, на которых тестируют звонки и чат. А в Trello заготовили информативные доски и сообщения — на примере всегда понятнее.

Онбординг в Slack

3. Персонализация

Настройка личной информации и интересов. Подходит приложениям, богатым контентом — СМИ, медиа-сервисам, соц. сетям.

Twitter новому юзеру предложит выбрать интересующие темы, а Apple Music — отметить любимые жанры и музыкантов, чтобы сформировать персонализированные ленты или подборки.

Онбординг - пресонализация в Apple Music и Twitter

4. Подсказки

Контекстный онбординг, который Google выносит в отдельный раздел feature discovery. Если просто — это появление советов в нужное время в нужном месте.

Например, YouTube подсказывает, что в Историю записываются все просмотренные видео, но по желанию элементы из списка удаляются. Twitter в уведомлениях напоминает, что можно отфильтровать нежелательный контент. А еще можно добавить подсказки, чтобы обратить внимание на новые фичи — так делает Lamoda.

Онбординг - подсказки в приложениях YouTube и Lamoda

Большая ошибка — показывать все подсказки сразу. Их сложно запомнить, поэтому они только запутывают пользователей:

5. Пустые экраны

Элементы UI, в которые еще не добавили контент. Поместите подсказку и быстрый путь к добавлению контента.

Онбординг - правильные пустые экраны в нашем проекте

Как сделать хороший онбординг

Назначить ответственного. Звучит банально, но когда за онбординг — от первого знакомства до ввода новых фич — отвечает один человек, получается цельный подход.

Думать как пользователь. После регистрации посетитель всё ещё сомневается: «а надо ли оно мне?». Покажите, что получить результат, например, заказать еду — легко и быстро.

Помнить: онбординг — опция, а не необходимость. Особенно туры на входе, которые пользователи зачастую пропускают.

Показывать по одной контекстной подсказке при переходе к разделу или функции.

Не усложнять и не рассказывать о 33 функциях. Помогите пользователю легко решить главную задачу, из-за которой он решил воспользоваться вашим сервисом.

Пробовать и тестировать. Пользователи пропускают обзорную экскурсию? Замените на подсказки. Сравните метрики и выберите лучшее решение.