Юзабилити-тесты по-нашему

Переходим от прототипа к первой версии или от макетов к детализации интерфейса? Пора проводить юзабилити-тесты! Процесс отнимает кучу времени, но приводит к заметно лучшим результатам. В этой статье рассказываем, как проверяем удобство интерфейсов в Магоре.

Экспертная оценка

На первом этапе назначаются два независимых эксперта. Каждый подробно изучает сайт или приложение, составляет список недочетов. Замечания сравниваем и работаем с проблемами, которые отметили оба. Остальные считаем второстепенными или субъективными.

Кейс: Форма регистрации в прототипе проекта содержит 7 полей: ФИО, телефон, email, город, адрес проживания и поле для запроса.

Эксперт говорит: «Ну куда столько полей, ребята? Вам правда все это нужно для первичного контакта?» Указывает на сложную капчу и дополнительные вопросы, которые можно задать позже, общаясь с клиентом.

Результат: сокращаем форму до 3 полей (имя, контакт, вопрос) и упрощаем капчу. Вуа-ля, мы устранили потенциальную причину потери клиентов.

Изменение формы обратной связи для улучшения юзабилити

Но и этого мало. Невозможно предугадать, как поведут себя пользователи. Переходим ко второму этапу.

Пользовательский (или юзабилити) тест

Шаг первый: пишем сценарии и настраиваем технику. Подготавливаем условия, оборудование и программы (видеосъемка, помещение, eye-tracking и т.д.)

Шаг второй: определяем портрет пользователя.

  1. Покупатель, который регистрируется, выбирает и оплачивает товар или услугу.
  2. Менеджер, который обслуживает программу и вносит актуальную информацию.
  3. Администратор, который отвечает за доступы к данным для пользователей и сотрудников.
  4. Руководитель, который проводит анализ и формирует отчеты.

В некоторых случаях для теста могут потребоваться дополнительные персоны (роли).

Тестирование приложения пользователем

Шаг третий: разбиваем задачи тестирования в соответствии с реальными функциями, которые выполняет каждый пользователь.

Кто исполнитель?

Для таких тестов выбираем людей, похожих на тех, что будут выполнять задачи в жизни. Не стоит тестирование функций администратора доверять студенту, а руководителя – секретарю.

Приступаем к тесту

В юзабилити-тесте помимо исполнителя всегда участвует наблюдатель. Этим занимаются UХ-тестировщики, которые наблюдают за действиями, фиксируют сложности в выполнении задач, отмечают недоработанные элементы интерфейса (малозаметные кнопки, сложную навигацию, нечитабельный шрифт и т.п.).

Дополнительно записываем все на видео, используем специальные программы: автоматизированные тесты, eye tracking (программа фиксирует направление взгляда, помогает выявить точки внимания и мертвые зоны в интерфейсе).

Тестирование с наблюдателем

Вооружившись результатами, UI-дизайнеры перерабатывают интерфейс, чтобы сделать его интуитивным, понятным, удобным. Разработчики получают обновленный макет и программируют работу функций. На выходе получаем крутой продукт.

Программы, которым можно доверять

Хотим поделиться полезными программами, которые часто используем. С их помощью вы можете самостоятельно провести микро-тестирование сайта или приложения.

Для приложений. Lookback записывает видео, фиксируя поведение пользователя. Сервис предлагает бесплатный тестовый период. Usertesting придется покупать, зато можно выбрать респондентов, которые соответствуют заданным параметрам.

Карта кликов

Для сайтов. В Яндекс-Метрике есть бесплатный сервис Вебвизор, который записывает все, включая перемещение курсора и нажатие клавиш. Если ищете более продвинутый вариант, попробуйте Inspectlet.

Реальные результаты

Тестирование – лучший способ выявить и устранить недочеты программы, как в процессе разработки, так и после запуска на рынок.