Шрифты для сайтов и приложений: форматы и лицензии

В этой статье мы не будем писать о кеглях, цветах, контрастности и сочетаемости. Поговорим о правилах, ограничениях и лицензиях на использование шрифтов в web, десктопных и мобильных приложениях.

Сайты и веб-приложения

Шрифты состоят из глифов — векторных форм каждой буквы или символа.

Веб-шрифты поставляются в 4 форматах: EOT, TTF, WOFF и WOFF2. Ни один из них не поддерживается всеми браузерами, поэтому в проект добавляют сразу несколько файлов.

Найти их в инете — не проблема. Например, шрифты Google Fonts — полностью бесплатны. Adobe TypeKit тоже предлагает платные и бесплатные опции для сайтов. Подключаются к проекту они копи-пастом 1 строчки кода.

Мобильные приложения

Здесь все не так просто. В мобильных операционках есть системные шрифты. Они используются для любого текста по умолчанию.

До 9 версии системным шрифтом iOS была Helvetica Neue, а затем ее сменил San Francisco (начертание Display — для заголовков, Text — для основного текста).

Дефолтный шрифт AndroidRoboto, если его нет в каком-то языке — заменяется на Noto Sans.

Системные шрифты iOS и Android

Получается, что можно:

  • Оставить системные шрифты (ничего делать не надо);
  • Добавить свой шрифт в приложение (платный или бесплатный в формате True Type (.TTF)).

Важно проверить лицензию — некоторые шрифты бесплатны для веба, но не для мобильных или десктопных приложений. Подробнее об ограничениях — здесь.

При выборе обращают внимание на разборчивость, кегль, длину строки, межстрочные и межбуквенные расстояния… Но это уже тема для отдельной статьи.

Купить лицензионные шрифты для использования в приложениях можно, например, на type.today.

Кастомные шрифты

Пока стартапы обходятся open source решениями, крупные компании увлекаются кастомными шрифтами. Корпорации заказывают их своим или сторонним дизайнерам, умеющим разрабатывать типографику, и получают в собственность. Большие бренды хотят индивидуальности, но еще больше — сэкономить сотни тысяч долларов, которые раньше уходили на покупку лицензиии. А все потому, что для веба стоимость пропорциональна трафику, чем больше пользователей — тем дороже. Поэтому компании IBM, General Electric, Intel, Coca Cola уже сделали свои шрифты.

Недавно и команда Netflix разработала простенький Netflix Sans именно для того, чтобы сократить расходы.

Резюмируем

Стартапам — смело использовать системные или бесплатные веб-шрифты. Google Fonts в помощь. Тем более, уникальная палитра, фотографии, иллюстрации, анимации обычно запоминаются сильнее, чем типографика.

Кастомный шрифт — круто, но пригодится только известным брендам и популярным платформам. Разработка обойдется недешево, но в долгосрочной перспективе сэкономит кучу денег тем, у кого много трафика. А если у вас 342 пользователя — вложитесь лучше в маркетинг.