Как заработать на мобильных приложениях

А вы задавали себе вопрос: «Как получить доход от приложения для iOS или Android?» Если определиться с ответом до старта разработки, можно реализовать стратегию монетизации, не жертвуя комфортом пользователей. Это повысит шансы на успех в долгосрочной перспективе и лояльность аудитории. В этой статье мы кратко расскажем об основных способах заработка на мобильных приложениях.

Стратегии монетизации и их доходность

Сейчас на рынке ключевым источником дохода являются модели фримиум и мобильная реклама.

Динамика доходов мобильных приложений на ключевых рынках 2013-2014 (по моделям монетизации)

Источник: Statista

Платные приложения

Сделать приложение платным – самый простой способ монетизации. Не нужно ничего никуда встраивать, придумывать, учитывать. Просто задаете цену в магазине приложений – и все, готово. Ценник должен быть в рамках следующих ограничений:

Ограничения цен, установленные магазинами приложений

Важный момент: это не самая результативная модель. Проблема в том, что нужно убедить пользователей заплатить за приложение, до того, как они смогут им воспользоваться. Здесь особенно большая ставка делается на маркетинг. От оптимизации до описания продукта и скриншотов – все должно быть на высоте. В описании нужно четко расписать преимущества (особенно в сравнении с бесплатными аналогами). Демо-видео с использованием приложения, вложения в раскрутку и рекламу – практически необходимость. Немного о том, как готовить страницу приложения в App Store и Google Play можно почитать здесь.

Платные приложения Facetune и Ultimate Guitar Tabs& Chords

Плюсы:

  • Гарантированный доход с каждой загрузки.
  • Простота реализации.
  • Никакого вреда для опыта пользователя (если это единственный способ монетизации).
  • Однородный доход — легче следить за результатами и их анализировать.
  • Отдав свои кровные, пользователи замотивированы дольше пользоваться приложением (удержание).

Минусы:

  • Сложно убедить людей скачать приложение. Им придется покупать то, с чем они не знакомы и никогда не пользовались.
  • Приносит меньше денег, чем фримиум или реклама. Один пользователь = одна покупка.
  • Придется отдавать маркету 30% с каждой загрузки.
  • В среднем, платные приложения загружают не более 500 раз в день.
  • Нужен крутой маркетинг (а это недешево).

Подходит для: приложений с мощной маркетинговой стратегией, предлагающих уникальный контент, функционал, услуги и по-настоящему дружелюбный интерфейс.

Успешные примеры: Facetune, 7 Minute Workout Challenge, Ultimate Guitar Tabs & Chords, Nova Launcher Prime.

Примечание*: Можно сочетать эту стратегию с любой другой, описанной ниже (для бесплатных приложений). Но это скользкая дорожка: люди могут подумать, что Вы это уж слишком. Платные приложения с внутренними покупками (Paidmium) редко преуспевают (подход работает только для игр или приложений вроде Minecraft, у которых уже есть своя фан-база). Использовать рекламу — тоже не лучшая идея, т.к. купив софт, люди ожидают, что никакой рекламы там быть не должно.

Средняя цена приложения в App Store, июнь 2015

Источник: Statista

Бесплатные приложения

«Продать» бесплатный продукт гораздо проще – скачать и попробовать приложение для пользователя ничего не стоит. Но как на этом заработать? Как ни удивительно, большинство продуктов сейчас можно скачать без какой-либо платы. И разработчики делают на них деньги, используя описанные ниже модели.

1. Реклама

Популярный и довольно простой в исполнении канал монетизации. Нужно привлечь пользователей, собрать данные, проанализировать поведение. Получив данные, продать размещение в приложении будет довольно просто. Используя сервисы мобильной рекламы, можно быстро внедрить показ объявлений, предоставить опции и инструменты аналитики рекламодателям.

Плюсы:

  • Вы не берете плату с пользователей.
  • Легче популяризировать продукт (если приложение бесплатное).
  • Модель зарекомендовала себя на рынке.
  • Легко комбинировать с другими стратегиями монетизации. Напимер, можно предложить отключение рекламы за небольшую плату (freemium).

Минусы:

  • Можно испортить впечатления от пользования приложением, и потерять пользователей. Не перебарщивайте с мобильной рекламой!
  • Нужно следить за качеством и эффективностью рекламы в приложениях, привлекать новых рекламодателей (=дополнительная работа).
  • Чтобы начать получать доход, нужно набрать достаточно пользователей.
  • Не подойдет для приложений, суть которых — быстро выполнить свою функцию (прерывание уничтожит UX).

Подходит для: большинства приложений. Важно: изучить предпочтения и особенности своей аудитории.

Успешные примеры: Facebook, CM Security.

2. Покупки внутри приложения (Freemium)

Модель, лидирующая по доходам в App Store & Google Play. Предполагает, что люди получают базовую версию бесплатно, но платят за:

  • доступ ко всему функционалу (freemium);
  • премиальный контент и виртуальные товары (такие как виртуальная валюта);
  • цифровые услуги;
  • подписки.

Для продажи реальных товаров и услуг покупки внутри приложения использовать нельзя (подробнее о правилах применения читайте у Apple и Google).

Ключевая причина успеха этой стратегии – возможность попробовать продукт бесплатно и платить, если он понравился.

Приложения Line и VSCO с фримиум моделью

Плюсы:

  • Высокий доход при малых рисках.
  • Легко комбинировать с другими моделями.
  • Покупатели – лояльные пользователи, знающие, за что платят.
  • Способствует росту вовлеченности.
  • Гибкость реализации – продаете то, что имеет смысл для вашего приложения.
  • Приносит большую часть прибыли на мобильном рынке.

Минусы:

  • Не все пользователи платят.
  • Получение дохода может занять больше времени.
  • «Подмоченная» репутация микротранзакций – были случаи с несанкционированными списаниями (процедура изменена, но не все проблемы полностью решены).
  • Магазины приложений берут комиссию с каждой операции.
  • Нужно определить, что будет бесплатным, а что – нет. Дадите слишком много — не будет стимула покупать, слишком мало — лишите возможности справедливо оценить приложение.

Подходит для: почти всех игр и приложений. Продавать можно: функционал, контент, подписки, в зависимости от функций и назначения продукта.

Успешные примеры: Evernote, LINE, VSCO.

3. Партнерская/Стимулирующая реклама

Относительно новая модель, популярность которой растет. Это некая смесь фримиум и рекламы. Рекламодатели покупают у вас награды для пользователей за совершение действий в приложении. Например, пользователь посмотрел рекламный ролик и получил 5 ед. виртуальной валюты, скачал приложение партнера – заработал еще 50 ед.

Приложение Sing! by Smule с партнерской рекламой

Плюсы:

  • Такой подход не только приносит вам деньги, но выгоден для пользователей и может даже повысить их лояльность, в отличие от обычной рекламы.
  • Работая с проверенными партнерами, вы можете быть уверены, что рекламируемые продукты интересны вашей аудитории.
  • Удобно отслеживать результаты и конверсии.

Минусы:

  • Используемые методы могут конфликтовать с политикой маркета. Например, просмотр видео — безопасный вариант, а вот вознаграждение за загрузку приложения из стора — уже серая территория.
  • Модель новая, а значит еще не проверена временем, менее предсказуема.

Подходит для: популярных приложений с большим числом пользователей.

Успешные примеры: RunKeeper, Sing! от Smule.

4. Мобильная коммерция

Здесь речь идет о приложениях, продающих реальные товары и услуги. В данном случае мобильное приложение – это канал продаж (основной или дополнительный). Метод монетизации обеспечивает высокую окупаемость и прост в расчетах. Вы получаете доход от своей основной деятельности, просто продаете товары и услуги через смартфон.

Мобильная коммерция: приложения Evernote и Uber

Плюсы:

  • Колоссальная экономимя (сокращение расходов на оплату труда или открытие физических магазинов).
  • Не надо платить комиссию магазинам приложений.
  • Вы всегда доступны для покупателей. Где бы они не находились.
  • Возможность добавить новые услуги и повысить качество сервиса.
  • Новый маркетинговый канал (проведение акций, рассылка новостей, программы лояльности и т.д.).
  • Расширение аудитории, выход на новые рынки.

Минусы:

  • Высокая стоимость разработки. Особенно для крупных магазинов с большим потоком покупателей и широким ассортиментом.
  • Выбор лучших методов оплаты для вашей аудитории.
  • Клиентская служба, которая умеет решать проблемы, возникающие у «мобильных» покупателей.

Подходит для: стартапов и компаний, предлагающих реальные товары и услуги.

Успешные примеры: Amazon Shopping, AliExpress Shopping App, Postmates, Uber.

Смешанные модели

В большинстве успешных приложений реализовано несколько механизмов монетизации. Важно органично интегрировать стратегию получения дохода с основным функционалом приложения. Только в таком случае ваше приложение будет приносить деньги в долгосрочной перспективе.