Google Tag Manager: неоспоримые преимущества для маркетологов

Аналитика поведения посетителей сайта — важная часть эффективного интернет-маркетинга. Для получения статистических данных по отдельным каналам нам необходим Google Analytics или Яндекс.Метрика, а для более глубокого анализа могут потребоваться различные дополнительные индикаторы, позволяющие отследить действия пользователей, пришедших из определенного источника. И для правильного отслеживания реферального трафика приходится добавлять специальные части JS-кода, называемые скриптами. Чтобы не быть зависимым от веб-мастера или сисадмина при установке или редактировании этих скриптов есть отличный выход — это GTM (Google Tag Manager). И сегодня мы расскажем, как он устроен и как интегрировать его на сайт.

Структура GTM

Диспетчер тегов GTM – это надежный и простой в использовании инструмент, обеспечивающий гибкость в работе маркетологов. Он предлагает единый интерфейс для добавления, удаления и редактирования всех служебных тегов, отвечающих за сбор статистики, которые есть на сайте.

Итак, посмотрим, что представляет из себя структура Google Tag Manager:

Структура Google Tag Manager
  1. Контейнер — это простой фрагмент JavaScript кода, в который «прячутся» все счетчики, которые срабатывают при определенных условиях и обеспечивают учет соответствующих действий, совершенных пользователями. При необходимости можно добавлять или удалять эти счетчики или без каких-либо правок в коде сайта, что экономит кучу времени.
  2. Теги — отдельные части кода, для размещения на сайте тех или иных сервисов. Подключение контейнера GTM — это тоже тег.
  3. Триггеры — это условия активации тега. Они работают на базе переменных, которые определяют, когда сработает тот или иной тег. Например, с их помощью можно сделать так, чтобы счетчик срабатывал на тех страницах, которые содержат в URL определенную строку и не срабатывал на всех остальных или только при нажатии определенной кнопки на сайте, например, при отправке заполненной контактной формы.
  4. Переменные — у каждого события есть переменные, которые содержат информацию об этом событии. Вызов переменной происходит в функциях, которые сопоставляют этим переменным интересующие нас вычисляемые значения. Эти пары «ключ-значение» используются в тегах и триггерах, выполняя роль счетчиков.

Проще говоря, Google Tag Manager — это диспетчер, который дает возможность собирать данные о посетителях сайта, выделяя среди них не просто посетителей из конкретных каналов, как соц.сети, или контекстная реклама, а группу, посещавшую ранее какой-то целевой ресурс, например, Facebook, и пришедшую позднее на ваш сайт совершенно из другого канала, как вариант — из поиска Google.

Создание и настройка Аккаунта

Рассмотрим веб-версию GTM, которую мы хотим установить на сайт. Прежде всего, создайте аккаунт в Google и авторизируйтесь. Если вы уже авторизованы, пропустите этот шаг.

Теперь переходим к созданию аккаунта в GTM. Идем на страницу Google Tag Manager и нажимаем «Создать аккаунт». Указываем название аккаунта и жмем «Далее». В появившемся окне указываем имя контейнера и выбираем, где он будет использоваться. Нажимаем «Создать».

Создание аккаунта в GTM

Внимательно (как всегда в таких случаях) изучаем условия использования GTM и принимаем их, нажав «Да».

Соглашение об Условиях пользования GTM

Далее Диспетчер любезно предоставляет код контейнера. Его надо добавить на сайт, разместив на каждой странице после тега body.

Проверка установки GTM при помощи расширения

Процесс установки довольно простой, но, на всякий случай, давайте убедимся, что все работает как надо. Для этого рекомендуем использовать дополнительный инструмент Google Tag Assistant Recordings. Он помогает быстро справляться с диагностикой сайта, анализом внедрения кода и устранять неполадки. Устанавливаем утилиту и переходим на свой сайт. В правом верхнем углу появился значок? Нажимаем. HTML код для установки GTM

Если значок зеленого цвета — мы все сделали правильно. Красного – где-то закрались ошибки.

Вот и всё, Google Tag Manager установлен. Теперь можно переходить к настройке тегов и триггеров.

Установка Тегов и Триггеров

Google Tag Manager предлагает массу возможностей, но сегодня мы рассмотрим самые необходимые, которые пригодятся каждому маркетологу или аналитику. Итак, мы уже выяснили, что для настройки необходимых условий активации тега используются триггеры. Их можно создавать при настройке тега, но удобнее делать это отдельно.

Настройка тегов, триггеров и переменных строится по аналогичному порядку:

Название > Тип > Настройка > Правило.

Создать сам тег несложно, но на самом деле, это ключевой момент в настройках, так как то, как вы опубликуете скрипт и какие правила активации присвоите, будет влиять на данные, отображаемые установленным продуктом.

Добавление тега в GTM

В GTM уже есть список сервисов, которые можно установить — посмотрите весь список в интерфейсе при создании нового тега.

Выбор типа тега в GTM

Этот список постоянно расширяется и большинство популярных тегов уже есть в списке, а если вы не нашли нужный функционал, воспользуйтесь полями Custom HTML Tag и Custom Image Tag. (Если ваш тег интегрирован в пиксель или картинку — потребуется Image Tag, иначе — HTML Tag).

Тег создан, и теперь система требует установки триггера. Выбираем вкладку триггеры и нажимаем «Создать». Придумываем название и выбираем тип. Для различных задач используются отдельные типы триггеров.

Выбор типа триггера в GTM

Теперь устанавливаем правило триггера. Возможны два варианта:

  • Все просмотры страниц — для учета посещений всех страниц.
  • Некоторые просмотры страниц — если вас интересует посещение пользователями определенной категории страниц или, например, отдельных URL товаров или акций.

Еще один вид триггера — «Клик». Условия для того, чтобы триггер сработал, создаются по аналогии с «Просмотром страницы», и чтобы их использовать нужно включить показатели на вкладке «Переменные».

Выбор типа переменной в GTM

Если встроенных переменных недостаточно (как часто бывает), выручают пользовательские. Они могут создаваться прямо в интерфейсе Google Tag Manager. Пользовательские переменные дают вам совершенно фантастические возможности: учет любого действия, выполняемого на сайте, или посещение определенных страниц будут записаны и выделены в отдельную категорию для дальнейшего анализа с помощью данных настроек.

Триггеры для «Отправки формы» и «Измемений в истории» создаются по аналогичному принципу. После того, как тег установлен, обязательно проверьте его работоспособность с помощью встроенного функционала.

Выбор типа переменной в GTM

Убедились, что все работает — нажимаем «Опубликовать». Дело сделано.

Основные преимущества GTM

На наш взгляд, диспетчер тегов имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые могут значительно облегчить жизнь интернет-маркетолога.

Судите сами:

  • Диспетчер тегов позволяет выполнять всю настройку без привлечения программистов — их задача только установить на начальном этапе код контейнера GTM. При этом, если сайт уже содержит теги, совершенно не обязательно удалять их все сразу и настраивать в GTM — просто убедитесь, что коды не дублируют друг друга на страницах и в контейнере.
  • Ускорение запуска рекламных компаний. Инструмент обладает максимально дружелюбным интерфейсом, который был создан в расчете на маркетологов, однако, разработчики тоже найдут немало преимуществ в работе с Google Tag Manager, благодаря таким возможностям, как: автоматическая проверка на ошибки, возможность отладки и пользовательский доступ. Диспетчер работает как с мобильными сайтами, так и с нативными мобильными приложениями.
  • Удобство настройки и прозрачность. Панель управления дает доступ к настройкам и показывает все коды и страницы, к которым они привязаны, что избавляет от необходимости затрагивать код страниц. Это значит, что с GTM можно добавлять и настраивать коды Google Analytics, отслеживания конверсий и ремаркетинга AdWords и многое другое прямо из личного кабинета. Представьте, сколько времени это экономит маркетологам: с GTM не нужно ждать, пока IT службы внедрят код. Пара кликов — и можно запускать рекламную кампанию.
  • Корректность настроек. Диспетчер оснащен системой контроля версий, позволяющей следить за тем, кто и когда вносил изменения, а также отменить любые действия и «откатиться» до предыдущей версии. Вы сможете оперативно отредактировать некорректно установленные коды и, соответственно, избежать проблем с аналитикой.
  • Экономия времени. Удобны в использовании встроенные шаблоны, которые можно настроить под свои нужды и протестировать правильность настройки. Они позволяют в любое время быстро настроить новый код.

Google Tag Manager – это мощный инструмент, с которым вы сможете сами устанавливать коды, настраивать аналитику различных каналов трафика сайта, проводить A/B тестирование и решать ряд более сложных задач через один интерфейс. А если вы только задумываетесь о разработке сайта, свяжитесь с нами, мы знаем об этом все и обязательно поможем.